Регулировка системы холостого хода существенно влияет на общую топливную экономичность автомобиля и на токсичность, отработавших газов. При работе двигателя на режиме холостого хода из-за значительного разбавления горючей смеси остаточными газами и в связи с малой турбулентностью заряда особо неблагоприятно протекает процесс сгорания топлива в цилиндрах.
Вследствие этого концентрация токсичных веществ в отработавших газах в этом режиме работы выше, чем в других.
По статистике в среднем для крупного современного города на режим холостого хода падает 30% и более общей продолжительности работы двигателя.
Поэтому на этот режим обращается особое внимание в общей системе мер по защите воздушного бассейна городов от загрязнения токсичными выбросами. С 1 июля 1978 г. у нас в стране вступил в силу ГОСТ 17.2.2.03-77 "Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и методы определения". В соответствии с этим ГОСТом строго регламентируется содержание окиси углерода в отработавших газах при работе двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода, 'поэтому полная регулировка карбюратора на режим холостого хода должна производиться только с использованием газоанализатора и тахометра на СТО. Указанное оборудование также имеется во многих гаражных кооперативах. Поэтому владельцу автомобиля нужно знать, в какой последовательности должка выполняться регулировка карбюратора на режим холостого хода.
В карбюраторе К-126Н для его регулировки в режиме холостого хода двигателя предусмотрены три винта: упорный 6 (см. рис.), регулирующий степень прикрытия дроссельной заслонки первичной камеры, и 4 и 5, регулирующие качество (состав) смеси, приготавливаемой системой холостого хода. Причем винт 4 является предельным (винт токсичности), а винт 5 - эксплуатационным.
Карбюратор К-126Н, установленный на двигателе:
1 - рычаг привода воздушной заслонки; 2 - стяжной хомут; 3 - топливоподводящий шланг; 4 - винт токсичности; 5 - эксплуатационный винт регулирования качества смеси на малой частоте вращения в режиме холостого хода; 6 - упорный винт ограничения прикрытия дроссельной заслонки первичной камеры; 7 - винты крепления троса привода воздушной заслонки; 8 - тяга, соединяющая воздушную заслонку с дроссельной
Регулировку карбюратора в режиме холостого хода производят на двигателе, прогретом до температуры охлаждающей жидкости 80 и при полностью открытой воздушной заслонке в следующей последовательности.
1. На остановленном двигателе полностью (до упора) заверните винты 4 и 5, а затем выверните их на два полных оборота. Винт 6 заверните на 1,5-2 оборота от положения, при котором начинает открываться дроссельная заслонка первичной камеры (этот момент фиксируют по началу движения рычага привода заслонки).
2. Подключите к двигателю тахометр и введите пробоотборник газоанализатора в отводящую трубу глушителя автомобиля на расстоянии 300 мм от ее среза.
3. Пустите двигатель и винтом 6, наблюдая за показаниями тахометра, установите частоту вращения коленчатого вала 750-800 об/мин (12-12,8 с-1).
4. Завертывая винт 4 и наблюдая за показаниями газоанализатора, установите предельное объемное содержание окиси углерода в отработавших газах, равное 1.5%. Если при этом частота вращения коленчатого вала двигателя будет составлять 850-900 об/мин (13,6-14,4 с-1), то предельную регулировку карбюратора следует считать законченной.
Если при указанной регулировке карбюратора частота вращения коленчатого вала окажется выше верхнего предела, то винтом 6 ее надо установить в указанных пределах, а винтом 4 корректировать, если потребуется, содержание окиси углерода в отработавших газах до указанного значения.
В процессе эксплуатации автомобиля при необходимости регулирования частоты вращения коленчатого вала двигателя, а также изменения состава смеси в режиме холостого хода допускается без использования тахометра и газоанализатора оперировать только винтами б и 5.
В этом случае будет сведено до минимума обогащение горючей смеси в режиме холостого хода двигателя, а следовательно, неконтролируемое ухудшение экономики автомобиля и увеличение токсичности отработавших газов.
В карбюраторе 2101-1107010-11 для регулировки карбюратора на режим холостого хода имеются два винта: упорный 2 (см. рис. 13), регулирующий степень прикрытия дроссельной заслонки первичной камеры ("винт количества"), и 7, регулирующий состав смеси, приготавливаемой системой холодного хода ("винт качества").
Карбюратор 2101-1107010-11. установленный на двигателе:
1 - штуцер трубки управления вакуум-корректором прерывателя-распределителя; 2 - упорный винт ограничения прикрытия дроссельной заслонки первичной камеры; 3 - винты крепления крышки поплавковой камеры; 4 - стяжной хомут; 5 - топливоподводящий шланг; 6 - пробка фильтра карбюратора; 7 - винт, регулирующий качество смеси на малой частоте вращения в режиме холостого хода
На головку "винта качества" после проведенной регулировки с применением газоанализатора и тахометра насаживается пластмассовая ограничительная втулка с прорезью под шлиц отвертки. Ограничительная втулка может быть синего цвета (ставится после регулировки карбюратора на холостой ход на заводе-изготовителе) или красного цвета (ставится после регулировки карбюратора на холостой ход на СТО). Ограничительная втулка позволяет поворачивать "винт качества" лишь на '/а оборота, и тем самым в процессе эксплуатации владелец лишается возможности бесконтрольно в больших пределах изменять состав смеси, приготавливаемой системой холостого хода.
Поэтому в гарантийный период необходимо .регулировать карбюратор на режим холостого хдда только на СТО, а в послегарантийный период регулировку можно производить самим при наличии газоанализатора и тахометра.
Карбюратор 2101-1107010-11 регулируют на режим холостого хода двигателя при тех же условиях, что и карбюратор К-126Н, в следующей последовательности.
1. На остановленном двигателе вставьте отвертку в шлиц ограничительной втулки "винта качества" 7, проверните отвертку в любую сторону до упора. Приложив дополнительное усилие, продолжайте вращать отвертку в ту же сторону до разрушения ограничительной втулки.
2. Удалите кусочки разрушенной ограничительной втулки и, вставив отвертку в обнажившийся шлиц "винта качества", выверните его из карбюратора и удалите с "винта качества" оставшуюся часть ограничительной втулки.
3. Убедитесь в наличии уплотнительного резинового колечка "винта качества" (оно может остаться в карбюраторе) и вверните "винт качества" в карбюратор до упора, затем выверните его на 1,5-2 оборота. Винт 2 заверните на 1,5-2 оборота от положения, при котором начинает открываться дроссельная заслонка первичной камеры.
4. Подключите к двигателю тахометр и введите пробоотборник газоанализатора в отводящую трубу глушителя автомобиля на расстояние 300 мм от ее среза.
5. Пустите двигатель и винтом 2, наблюдая за показаниями тахометра, установите частоту вращения коленчатого вала 750-800 об/мин (12-12,8 с-1).
6. Завертывая винт 7 и наблюдая за показаниями газоанализатора, установите объемное содержание окиси углерода в отработавших газах в пределах 1,5%. Если при этом частота вращения коленчатого вала не будет составлять 850-900 об/мин (13,6-14,4 с-1), то винтом 2 ее надо установить в указанных пределах, а винтом 7 корректировать, если потребуется, содержание окиси углерода в отработавших газах до указанного значения.
На некоторых автомобилях "Москвич" ранних выпусков устанавливались карбюраторы 412-1107010-10, у которых не предусматривалась установка ограничительной втулки.
Регулировка этих карбюраторов на режим холостого хода двигателя производится описанным выше способом.
Мы рассмотрели приемы регулировки карбюратора на холостом ходу с использованием соответствующего оборудования. Но далеко не в каждом гаражном кооперативе имеется газоанализатор, а обращаться на СТО из-за такой "мелочи", выстаивать очередь и платить за то, что вроде можно сделать самостоятельно на "слух", редко кто из автолюбителей "отваживается". И регулируют сами, полагаясь на свой опыт или опыт соседа по гаражу. Результаты такой регулировки, как правило, плачевны - неприятный разговор с сотрудником ГАИ при очередной линейной проверке на дороге вашего автомобиля на соответствие токсичности отработавших газов действующим нормам: оказывается, что токсичность в 4-5 раз превышает установленные нормы.
Но как же быть, если все-таки и эту работу вы хотите выполнять сами? В этом случае неоценимую услугу окажет вам прибор ИКС-1 - оптический индикатор качества смеси. Выпуск этого прибора освоен на одном из предприятий г.Уфы. Прибор состоит из двух основных частей: специальной свечи со встроенным светоотводом и трубки с зеркалом, обеспечивающим визуальное наблюдение за пламенем в камере сгорания цилиндра двигателя. Надежность его действия обеспечивается именно тем, что вы непосредственно своими глазами видите цвет пламени в камере сгорания.
Оговоримся сразу, не ожидайте, что наблюдаемые вспышки будут яркими, как, например, сигнальная лампа. Нет, они несколько блеклые, но хорошо различимые.
Поэтому при пользовании прибором нужно ставить автомобиль в тень.
Для правильной работы прибора его необходимо устанавливать во второй цилиндр.
Рассмотрим порядок проведения регулировки карбюратора на режиме холостого хода на примере и с помощью прибора ИКС-1.
1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и остановите его.
2. Из второго цилиндра выверните свечу, вверните на ее место свечу от прибора ИКС-1, подсоедините провод высокого напряжения (не снимая колпачка). Расположить зеркало необходимо в удобном для наблюдения положении.
3. Регулировочные винты карбюратора выставьте, как указано выше.
4. Запустите двигатель и через зеркало индикатора наблюдайте за горением в цилиндре горючей смеси. Ярко-голубой цвет пламени свидетельствует о правильной регулировке карбюратора, при которой обеспечивается объемное содержание окиси углерода в отработавших газах в пределах установленных норм (1,4- 1,5%).
Оранжевый цвет (или какой-либо другой) свидетельствует о неправильной регулировке карбюратора. В этом случае вращением "винта качества" добейтесь нужного цвета пламени.
Частоту вращения коленчатого вала двигателя "винтом количества" установите немного больше минимальной.
5. В обратном порядке установите во второй цилиндр свечу зажигания.
Вследствие этого концентрация токсичных веществ в отработавших газах в этом режиме работы выше, чем в других.
По статистике в среднем для крупного современного города на режим холостого хода падает 30% и более общей продолжительности работы двигателя.
Поэтому на этот режим обращается особое внимание в общей системе мер по защите воздушного бассейна городов от загрязнения токсичными выбросами. С 1 июля 1978 г. у нас в стране вступил в силу ГОСТ 17.2.2.03-77 "Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и методы определения". В соответствии с этим ГОСТом строго регламентируется содержание окиси углерода в отработавших газах при работе двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода, 'поэтому полная регулировка карбюратора на режим холостого хода должна производиться только с использованием газоанализатора и тахометра на СТО. Указанное оборудование также имеется во многих гаражных кооперативах. Поэтому владельцу автомобиля нужно знать, в какой последовательности должка выполняться регулировка карбюратора на режим холостого хода.
В карбюраторе К-126Н для его регулировки в режиме холостого хода двигателя предусмотрены три винта: упорный 6 (см. рис.), регулирующий степень прикрытия дроссельной заслонки первичной камеры, и 4 и 5, регулирующие качество (состав) смеси, приготавливаемой системой холостого хода. Причем винт 4 является предельным (винт токсичности), а винт 5 - эксплуатационным.
Карбюратор К-126Н, установленный на двигателе:
1 - рычаг привода воздушной заслонки; 2 - стяжной хомут; 3 - топливоподводящий шланг; 4 - винт токсичности; 5 - эксплуатационный винт регулирования качества смеси на малой частоте вращения в режиме холостого хода; 6 - упорный винт ограничения прикрытия дроссельной заслонки первичной камеры; 7 - винты крепления троса привода воздушной заслонки; 8 - тяга, соединяющая воздушную заслонку с дроссельнойРегулировку карбюратора в режиме холостого хода производят на двигателе, прогретом до температуры охлаждающей жидкости 80 и при полностью открытой воздушной заслонке в следующей последовательности.
1. На остановленном двигателе полностью (до упора) заверните винты 4 и 5, а затем выверните их на два полных оборота. Винт 6 заверните на 1,5-2 оборота от положения, при котором начинает открываться дроссельная заслонка первичной камеры (этот момент фиксируют по началу движения рычага привода заслонки).
2. Подключите к двигателю тахометр и введите пробоотборник газоанализатора в отводящую трубу глушителя автомобиля на расстоянии 300 мм от ее среза.
3. Пустите двигатель и винтом 6, наблюдая за показаниями тахометра, установите частоту вращения коленчатого вала 750-800 об/мин (12-12,8 с-1).
4. Завертывая винт 4 и наблюдая за показаниями газоанализатора, установите предельное объемное содержание окиси углерода в отработавших газах, равное 1.5%. Если при этом частота вращения коленчатого вала двигателя будет составлять 850-900 об/мин (13,6-14,4 с-1), то предельную регулировку карбюратора следует считать законченной.
Если при указанной регулировке карбюратора частота вращения коленчатого вала окажется выше верхнего предела, то винтом 6 ее надо установить в указанных пределах, а винтом 4 корректировать, если потребуется, содержание окиси углерода в отработавших газах до указанного значения.
В процессе эксплуатации автомобиля при необходимости регулирования частоты вращения коленчатого вала двигателя, а также изменения состава смеси в режиме холостого хода допускается без использования тахометра и газоанализатора оперировать только винтами б и 5.
В этом случае будет сведено до минимума обогащение горючей смеси в режиме холостого хода двигателя, а следовательно, неконтролируемое ухудшение экономики автомобиля и увеличение токсичности отработавших газов.
В карбюраторе 2101-1107010-11 для регулировки карбюратора на режим холостого хода имеются два винта: упорный 2 (см. рис. 13), регулирующий степень прикрытия дроссельной заслонки первичной камеры ("винт количества"), и 7, регулирующий состав смеси, приготавливаемой системой холодного хода ("винт качества").
Карбюратор 2101-1107010-11. установленный на двигателе:
1 - штуцер трубки управления вакуум-корректором прерывателя-распределителя; 2 - упорный винт ограничения прикрытия дроссельной заслонки первичной камеры; 3 - винты крепления крышки поплавковой камеры; 4 - стяжной хомут; 5 - топливоподводящий шланг; 6 - пробка фильтра карбюратора; 7 - винт, регулирующий качество смеси на малой частоте вращения в режиме холостого ходаНа головку "винта качества" после проведенной регулировки с применением газоанализатора и тахометра насаживается пластмассовая ограничительная втулка с прорезью под шлиц отвертки. Ограничительная втулка может быть синего цвета (ставится после регулировки карбюратора на холостой ход на заводе-изготовителе) или красного цвета (ставится после регулировки карбюратора на холостой ход на СТО). Ограничительная втулка позволяет поворачивать "винт качества" лишь на '/а оборота, и тем самым в процессе эксплуатации владелец лишается возможности бесконтрольно в больших пределах изменять состав смеси, приготавливаемой системой холостого хода.
Поэтому в гарантийный период необходимо .регулировать карбюратор на режим холостого хдда только на СТО, а в послегарантийный период регулировку можно производить самим при наличии газоанализатора и тахометра.
Карбюратор 2101-1107010-11 регулируют на режим холостого хода двигателя при тех же условиях, что и карбюратор К-126Н, в следующей последовательности.
1. На остановленном двигателе вставьте отвертку в шлиц ограничительной втулки "винта качества" 7, проверните отвертку в любую сторону до упора. Приложив дополнительное усилие, продолжайте вращать отвертку в ту же сторону до разрушения ограничительной втулки.
2. Удалите кусочки разрушенной ограничительной втулки и, вставив отвертку в обнажившийся шлиц "винта качества", выверните его из карбюратора и удалите с "винта качества" оставшуюся часть ограничительной втулки.
3. Убедитесь в наличии уплотнительного резинового колечка "винта качества" (оно может остаться в карбюраторе) и вверните "винт качества" в карбюратор до упора, затем выверните его на 1,5-2 оборота. Винт 2 заверните на 1,5-2 оборота от положения, при котором начинает открываться дроссельная заслонка первичной камеры.
4. Подключите к двигателю тахометр и введите пробоотборник газоанализатора в отводящую трубу глушителя автомобиля на расстояние 300 мм от ее среза.
5. Пустите двигатель и винтом 2, наблюдая за показаниями тахометра, установите частоту вращения коленчатого вала 750-800 об/мин (12-12,8 с-1).
6. Завертывая винт 7 и наблюдая за показаниями газоанализатора, установите объемное содержание окиси углерода в отработавших газах в пределах 1,5%. Если при этом частота вращения коленчатого вала не будет составлять 850-900 об/мин (13,6-14,4 с-1), то винтом 2 ее надо установить в указанных пределах, а винтом 7 корректировать, если потребуется, содержание окиси углерода в отработавших газах до указанного значения.
На некоторых автомобилях "Москвич" ранних выпусков устанавливались карбюраторы 412-1107010-10, у которых не предусматривалась установка ограничительной втулки.
Регулировка этих карбюраторов на режим холостого хода двигателя производится описанным выше способом.
Мы рассмотрели приемы регулировки карбюратора на холостом ходу с использованием соответствующего оборудования. Но далеко не в каждом гаражном кооперативе имеется газоанализатор, а обращаться на СТО из-за такой "мелочи", выстаивать очередь и платить за то, что вроде можно сделать самостоятельно на "слух", редко кто из автолюбителей "отваживается". И регулируют сами, полагаясь на свой опыт или опыт соседа по гаражу. Результаты такой регулировки, как правило, плачевны - неприятный разговор с сотрудником ГАИ при очередной линейной проверке на дороге вашего автомобиля на соответствие токсичности отработавших газов действующим нормам: оказывается, что токсичность в 4-5 раз превышает установленные нормы.
Но как же быть, если все-таки и эту работу вы хотите выполнять сами? В этом случае неоценимую услугу окажет вам прибор ИКС-1 - оптический индикатор качества смеси. Выпуск этого прибора освоен на одном из предприятий г.Уфы. Прибор состоит из двух основных частей: специальной свечи со встроенным светоотводом и трубки с зеркалом, обеспечивающим визуальное наблюдение за пламенем в камере сгорания цилиндра двигателя. Надежность его действия обеспечивается именно тем, что вы непосредственно своими глазами видите цвет пламени в камере сгорания.
Оговоримся сразу, не ожидайте, что наблюдаемые вспышки будут яркими, как, например, сигнальная лампа. Нет, они несколько блеклые, но хорошо различимые.
Поэтому при пользовании прибором нужно ставить автомобиль в тень.
Для правильной работы прибора его необходимо устанавливать во второй цилиндр.
Рассмотрим порядок проведения регулировки карбюратора на режиме холостого хода на примере и с помощью прибора ИКС-1.
1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и остановите его.
2. Из второго цилиндра выверните свечу, вверните на ее место свечу от прибора ИКС-1, подсоедините провод высокого напряжения (не снимая колпачка). Расположить зеркало необходимо в удобном для наблюдения положении.
3. Регулировочные винты карбюратора выставьте, как указано выше.
4. Запустите двигатель и через зеркало индикатора наблюдайте за горением в цилиндре горючей смеси. Ярко-голубой цвет пламени свидетельствует о правильной регулировке карбюратора, при которой обеспечивается объемное содержание окиси углерода в отработавших газах в пределах установленных норм (1,4- 1,5%).
Оранжевый цвет (или какой-либо другой) свидетельствует о неправильной регулировке карбюратора. В этом случае вращением "винта качества" добейтесь нужного цвета пламени.
Частоту вращения коленчатого вала двигателя "винтом количества" установите немного больше минимальной.
5. В обратном порядке установите во второй цилиндр свечу зажигания.
