Говоря о важнейших характеристиках моторных масел, таких как вязкостнотемпературные, антиокислительные, антикоррозионные и прочие (см. "ГК" 19), мы вскользь упомянули, что подобные свойства масло приобретает при введении в него специальнык модифицирующих добавок, называемых присадками. Думаем, что читателям будет небезинтересно узнать, как именно присадки обеспечивают то или иное свойство масла, т.е, каков механизм воздействия добавок на масляную основу, и что же эти самые присадки собой представляют. Разумеется, приоткрывая кухню составления масляных рецептур, мы никоим образом не посягаем на "ноухау" известных компаний по производству моторных масел. Сведения, приводимые в этой статье, общеизвестны и являются классической основой всего "масляного" дела.Каждому водителю известно, что резкое увеличение вязкости масла при отрицательных температурах повышает сопротивление провертыванию коленчатого вала, вследствие чего пуск двигателя становится крайне затруднительным. В этот период холодное высоковязкое масло с трудом проходит через фильтр, впадины шестерен масляного насоса не полностью заполняются маслом, и его количество в масляной магистрали оказывается недостаточным. При "масляном" голодании отдается повышенный износ деталей, а в отдельных случаях - выход двигателя из строя. С другой стороны при работе горячего двигателя масло должно сохранять достаточную вязкость, чтобы гарантировать наличие устойчивой смазочной пленки между трущимися поверхностями. Получается любопытная картина: для "гладкой" работы двигателя масло должно быть достаточно жидким на морозе и одновременно вязким при высоких температурах! Логичным выходом из этой ситуации может быть искусственное загущение масла добавлением в него специальных загущающих присадок, но таких, чтобы давали эффект повышения только исходной вязкости, а в широком диапазоне рабочих температур обеспечивали бы постоянство ее значения. Что может служить загущающими присадками? В качестве загустителей широкое практическое применение получили полимерные соединения: полиизобутилен, полиметакрилаты и др. Загущенные масла при рабочих температурах двигателей сохраняют более высокую вязкость, чем у обычных зимних незащищенных масел. Поэтому загущенные масла могут применяться всесезонно и иметь повышенный срок службы до замены. К сожалению, при всех своих полезных свойствах, полимерные загустители при длительной работе в двигательном "пекле" могут разрушаться, следствием чего является резкое падение вязкости масла. Кроме того, в их присутствии, масло, оставаясь текучим в очень широком интервале зимних температур, вдруг резко при определенном понижении температуры теряет свою подвижность, т.е. застывает. Вспомните, как происходит замерзание воды в сосуде: кристаллики льда сначала редки, потом их количество резко возрастает, так что содержимое сосуда напоминает "снежную кашу", которая через некоторое время окончательно твердеет. Пример с водой поможет понять, что происходит с маслом: при понижении температуры парафины, содержащиеся в масле, образуют довольно прочные кристаллы. Застывания масла совсем избежать нельзя. Его можно "отодвинуть" в область очень низких температур, практически не встречающихся в погодных условиях той или иной местности. Для этого в масло вводят депрессорные присадки. По природе своей это вещества, которые распределяются в масле и оседают на мелкие кристаллы парафинов, не давая им расти, и - масло не твердеет. Вводимые в количестве 0,5% депрессорные присадки снижают температуру застывания масла на 17-24С.
Моторное масло работает в таких условиях, при которых многократно повышается вероятность его окисления кислородом воздуха. Интересно, что металлические детали двигателя в горниле высоких температур играют роль квтализатора процесса окисления. Продукты окисления - это либо нерастворимые углеродистые отложения в двигателе, либо растворимые агрессивные примеси. Затормозить процесс окисления помогают присадки-антиокислители: тиосульфаты металлов, фенолы, амины и пр. Их еще называют пассиваторами, потому что они обволакивают тончайшей химической пленкой в металлические поверхности и таким образом изолируют катализатор окисления, делают его пассивным. Пассиваторы одновременно являются антикоррозионными присадками благодаря своему обволакивающему действию. Однако часто, для пущей надежности, в масло добавляют органические соединения, содержащие в молекуле серу или фосфор. Защитная пленка, образуемая этими присадками, не удаляется даже механическим стиранием; это особвнно важно в подшипниках и на трущихся поверхностях. Полностью избежать образования углеродистых отложений в двигателе все-таки не удается. Те читатели, которым приходилось перебирать двигатель, видели смолистый темный налет на его деталях, удаляемый, впрочем, без особого труда. Терки не понадобились лишь благодаря действию моющих присадок в моторном масле, которые препятствуют прилипанию загрязнений к металлическим поверхностям и поддерживают твердую грязь в состоянии устойчивой и очень тонкой суспензии.
А теперь внимание! Информация из разряда "в записную книжку автомобилиста". Знакомим с серией моторных масел, не имеющих близких аналогов среди отечественной продукции подобного рода. Это новое HIGHTEC-поколение синтетических моторных масел фирмы CASTROL. По классификации API новая серия превосходит даже требования категории качества SH. Упомянутая серия относится к маслам всесезонным.
Класс вязкости по SAE: 15W-40 (см. "ГК"19).
Категория качества по API: SH/CD
Класс вязкости по SAE: 10W-40
Категория качества по API: SH/CD
Класс вязкости по SAE: 5W-40.
Категория качества по API: SH/CD
Класс вязкости по SAE: 10W-60.
Категория качества по API: SH/CD
| Класс вязкости по SAE | 5W | 10W | 15W | 20W |
| t застывания масла: | -30C | -25C | -20C | -15C |
| Минимальная t эксплуатации | -25C | -20C | -15C | -10C |
Масло CASTROL FormulaSLX класса "0W-30" обладает исключительной возможностью обеспечить наиболее легкий запуск двигателя даже при экстремально низкой температуре, мгновенно образуя смазывающую пленку. Это же масло является надежной защитой двигателя и в условиях другой крайности - при сверхвысокотемпературных режимах работы.