Для того чтобы пользоваться горным велосипедом - не помешает знать анатомию горного велосипеда, тем более, что анатомия горного велосипеда значительно отличается от анатомии обычного велосипеда.
Вилка горного велосипеда.
Элемент конструкции горного велосипеда предназначенный для крепления переднего колеса и выноса руля. Может снабжаться амортизатором, для повышения комфорта при езде по пересеченной местности.
Втулка горного велосипеда.
Часть колеса горного велосипеда, обеспечивающий его (колеса) вращение.
На задней втулке крепится кассета для обеспечения привода колеса от системы посредством цепи. Крепится на передней и задней вилке горного велосипеда при помощи эксцентриковых стяжек.
Вынос руля горного велосипеда.
Соединительная часть руля и рамы горного велосипеда. В зависимости от выбранного стиля катания и роста велосипедиста может иметь различную длину и угол подъёма. 2 основных вида крепления: цанговый и безрезьбовой. Последний вид является более современным и распространенным, хотя и исключает возможность регулировки руля горного велосипеда по высоте. В этом случае применяется вынос с регулируемым углом подъёма.
Грипсы горного велосипеда.
Резиновые ручки для лучшего сцепления ладоней велосипедиста и руля горного велосипеда.
Задний амортизатор горного велосипеда.
Элемент, обеспечивающий работу заднего треугольника двухподвеса. В зависимости от выбранного стиля езды задние амортизаторы в основном подразделяются на пружинно-масляные и воздушные (с воздушным или масляным демпфированием). Крепится между передним и задним треугольником рамы горного велосипеда.
Каретка горного велосипеда.
Механизм, закрепленный на раме горного велосипеда, служит для крепления системы шатунов (Смотри Шатуны).
Кассета горного велосипеда.
Система задних звезд. Включает в себя от 7 до 9 звезд разного диаметра, закрепленных на втулке заднего колеса. Служит для увеличения или уменьшения нагрузок при движении на горном велосипеде, путем переброски цепи с большего диаметра звезды на меньшую или, наоборот, при помощи механизма переключения на системе ведомых звезд.
Манетки горного велосипеда.
Механизм для переключения передач, закрепленный на руле горного велосипеда. Манетки бывают поворотные и рычажками (Easy Fire). У некоторых горных велосипедов они могут быть выполнены моноблоком с тормозными ручками.
Обод горного велосипеда.
Внешняя часть колеса горного велосипеда, являющаяся каркасом для покрышки. По своему размеру и параметрам, так же, как рама, подразделяется на различные виды. Для лучшего сочетания веса и прочности выполняется из алюминия и может иметь 1-2-3-слойную структуру. С втулкой соединяется спицами.
Переключатель скоростей горного велосипеда.
Механизм для перевода цепи с большего диаметра звезд на меньший или, наоборот, для повышения мощности педалирования или скоростного движения горного велосипеда. Бывает передний и задний.
Педали горного велосипеда.
Элемент ходовой части горного велосипеда, давлением на который осуществляется вращение передней системы звезд. Основные виды педалей - АТБ (обычные стальные или алюминиевые рамки, могут комплектоваться туклипсами), ВМХ (более широкий и мощный вид рамок, рассчитанный на прыжки и трюковое катание) и контактные (Clipless).
Система передних звезд горного велосипеда.
Включает в себя до 3 звезд разного диаметра, закрепленные и вращаемые посредством шатунов. Служит преобразователем мышечной силы ног велосипедиста в энергию качения, при этом увеличение или уменьшение нагрузок при движении на горном велосипеде осуществляется путем переброски цепи со звезды большего диаметра на меньшую или наоборот, при помощи механизма переключения на системе ведущих звезд. В обиходе комплект передних звёзд и шатуны именуют коротко - Система.
Подседельный штырь горного велосипеда.
Предназначен для крепления седла (сидения) горного велосипеда. В зависимости от вида и класса рамы могут подразделяться по весу и диаметру. Параметры замка крепления седла - универсальны.
Покрышки горного велосипеда.
Элемент колеса горного велосипеда, обеспечивающий комфортное и безопасное движение. Кроме этого, является защитой камер колес от повреждений. В зависимости от обода могут подразделяться по размерам. В зависимости от условий, стиля катания и состояния покрытия - по весу, ширине и рисунку протектора.
Рама горного велосипеда.
Самая важная часть горного велосипеда, определяющая его класс и назначение. Виды и классы рам такие же, как и виды горных велосипедов (смотри “Горный велосипед“).
Рулевая колонка горного велосипеда.
Подшипниковый механизм как элемент управления горным велосипедом. Соединительный узел вилки и рамы. Состоит из верхней и нижней чашки запрессованой в рулевом стакане рамы, а также набора конусов и подшипников. Также как и вынос руля бывает резьбовая и нерезьбовая.
Руль горного велосипеда.
Элемент управления горным велосипедом. В зависимости от стиля катания бывает прямым или с подъёмом. Различается также по ширине. На нем крепятся манетки, тормозные ручки, грипсы, а также некоторые аксессуары горного велосипеда.
Седло горного велосипеда.
Предназначение очевидно. Различается по ширине, мягкости, виду амортизации, обшивке. Подбор производится с учетом посадки и параметров велосипедиста. Также подразделяется на мужское и женское. Крепится на подседельном штыре.
Спицы горного велосипеда.
Соединительный элемент втулки и обода, определяющий в зависимости от количества и типа сборки жесткость и вес колеса. Количество спиц в колесе может меняться от 24 до 48. Для горного велосипеда наиболее распространена спицовка 32-мя или 36-ю спицами на 3 “креста”.
Тормоза гидравлические горного велосипеда.
У гидравлических тормозов вместо тросиков используются гидролинии. Одни из самых резко схватывающих тормозов. Позволяют полностью заблокировать колесо в кротчайший срок. При наличии правильных колодок будут работать в любых погодных условиях, зимой, когда на ободе образовывается ледяная корка, начинают схватывать только после одного оборота колеса. Такие тормоза идеально подходят для триала.
Гидравлические дисковые тормоза: самые мощные, не боятся ни дождя, ни грязи, ни снега. Одинаково работают в любых условиях. Получили огромное распространение в последние 2-3 года. Основное назначение - Даунхил, Фрирайд. Однако довольно часто встречаются на слаломных и кросс-кантрийных горных велосипедах.
Тормоза механические горного велосипеда.
Это тормоза, у которых усилие от тормозной ручки передается на тормоз с помощью тросика. Кантеливерные - имели распространение на горных велосипедах первой эпохи, сейчас очень редки и встречаются только на очень дешевых велосипедах, которые горными-то можно назвать только по внешнему виду - эффективность таких тормозов слабая.
V-breake - имеют самое широкое распространение и массу разновидностей… Хорошая эффективность при грамотной настройке и хорошей погоде. Однако практически не работают при езде по снегу и заметно хуже работают в мокрую погоду. Боятся грязи.
Дисковые тормоза горного велосипеда.
Это примерно такие же тормоза, как стоят на автомобилях или мотоциклах. Т.е. колодки трутся о диск, закрепленный к втулке (втулки для таких тормозов нужны специальные). Плюсами любых дисковых тормозов являются: работоспособность в любых погодных условиях, простота в установке и регулировке. А так же способность ездить на колесе с “восьмеркой”, т.е. если случилась беда - можно доехать до дома или мастерской, где будет возможность заняться ремонтом.
Тормозные ручки горного велосипеда.
Крепятся на руле. Бывают передними (левыми) и задними (правами). По своему классу имеют такое же деление, как и тормоза, за исключением того, что для тормозов V-Brake и Механических дисковых могут применяться одни и те же тормозные ручки.
Цепь горного велосипеда.
Привод для передачи тягового усилия от передних звезд - задним (кассете).
Шатуны горного велосипеда.
Алюминиевая тяга, предназначенная для крепления на ней звезд и педалей, переводящая усилие велосипедиста через звезды и цепной механизм в движение заднего колеса.
Эксцентрик горного велосипеда.
Устройство для быстрого съема и установки колес на горном велосипеде, а также установки и регулировке по высоте подседельного штыря.
Вилка горного велосипеда.
Элемент конструкции горного велосипеда предназначенный для крепления переднего колеса и выноса руля. Может снабжаться амортизатором, для повышения комфорта при езде по пересеченной местности.
Втулка горного велосипеда.
Часть колеса горного велосипеда, обеспечивающий его (колеса) вращение.
На задней втулке крепится кассета для обеспечения привода колеса от системы посредством цепи. Крепится на передней и задней вилке горного велосипеда при помощи эксцентриковых стяжек.
Вынос руля горного велосипеда.
Соединительная часть руля и рамы горного велосипеда. В зависимости от выбранного стиля катания и роста велосипедиста может иметь различную длину и угол подъёма. 2 основных вида крепления: цанговый и безрезьбовой. Последний вид является более современным и распространенным, хотя и исключает возможность регулировки руля горного велосипеда по высоте. В этом случае применяется вынос с регулируемым углом подъёма.
Грипсы горного велосипеда.
Резиновые ручки для лучшего сцепления ладоней велосипедиста и руля горного велосипеда.
Задний амортизатор горного велосипеда.
Элемент, обеспечивающий работу заднего треугольника двухподвеса. В зависимости от выбранного стиля езды задние амортизаторы в основном подразделяются на пружинно-масляные и воздушные (с воздушным или масляным демпфированием). Крепится между передним и задним треугольником рамы горного велосипеда.
Каретка горного велосипеда.
Механизм, закрепленный на раме горного велосипеда, служит для крепления системы шатунов (Смотри Шатуны).
Кассета горного велосипеда.
Система задних звезд. Включает в себя от 7 до 9 звезд разного диаметра, закрепленных на втулке заднего колеса. Служит для увеличения или уменьшения нагрузок при движении на горном велосипеде, путем переброски цепи с большего диаметра звезды на меньшую или, наоборот, при помощи механизма переключения на системе ведомых звезд.
Манетки горного велосипеда.
Механизм для переключения передач, закрепленный на руле горного велосипеда. Манетки бывают поворотные и рычажками (Easy Fire). У некоторых горных велосипедов они могут быть выполнены моноблоком с тормозными ручками.
Обод горного велосипеда.
Внешняя часть колеса горного велосипеда, являющаяся каркасом для покрышки. По своему размеру и параметрам, так же, как рама, подразделяется на различные виды. Для лучшего сочетания веса и прочности выполняется из алюминия и может иметь 1-2-3-слойную структуру. С втулкой соединяется спицами.
Переключатель скоростей горного велосипеда.
Механизм для перевода цепи с большего диаметра звезд на меньший или, наоборот, для повышения мощности педалирования или скоростного движения горного велосипеда. Бывает передний и задний.
Педали горного велосипеда.
Элемент ходовой части горного велосипеда, давлением на который осуществляется вращение передней системы звезд. Основные виды педалей - АТБ (обычные стальные или алюминиевые рамки, могут комплектоваться туклипсами), ВМХ (более широкий и мощный вид рамок, рассчитанный на прыжки и трюковое катание) и контактные (Clipless).
Система передних звезд горного велосипеда.
Включает в себя до 3 звезд разного диаметра, закрепленные и вращаемые посредством шатунов. Служит преобразователем мышечной силы ног велосипедиста в энергию качения, при этом увеличение или уменьшение нагрузок при движении на горном велосипеде осуществляется путем переброски цепи со звезды большего диаметра на меньшую или наоборот, при помощи механизма переключения на системе ведущих звезд. В обиходе комплект передних звёзд и шатуны именуют коротко - Система.
Подседельный штырь горного велосипеда.
Предназначен для крепления седла (сидения) горного велосипеда. В зависимости от вида и класса рамы могут подразделяться по весу и диаметру. Параметры замка крепления седла - универсальны.
Покрышки горного велосипеда.
Элемент колеса горного велосипеда, обеспечивающий комфортное и безопасное движение. Кроме этого, является защитой камер колес от повреждений. В зависимости от обода могут подразделяться по размерам. В зависимости от условий, стиля катания и состояния покрытия - по весу, ширине и рисунку протектора.
Рама горного велосипеда.
Самая важная часть горного велосипеда, определяющая его класс и назначение. Виды и классы рам такие же, как и виды горных велосипедов (смотри “Горный велосипед“).
Рулевая колонка горного велосипеда.
Подшипниковый механизм как элемент управления горным велосипедом. Соединительный узел вилки и рамы. Состоит из верхней и нижней чашки запрессованой в рулевом стакане рамы, а также набора конусов и подшипников. Также как и вынос руля бывает резьбовая и нерезьбовая.
Руль горного велосипеда.
Элемент управления горным велосипедом. В зависимости от стиля катания бывает прямым или с подъёмом. Различается также по ширине. На нем крепятся манетки, тормозные ручки, грипсы, а также некоторые аксессуары горного велосипеда.
Седло горного велосипеда.
Предназначение очевидно. Различается по ширине, мягкости, виду амортизации, обшивке. Подбор производится с учетом посадки и параметров велосипедиста. Также подразделяется на мужское и женское. Крепится на подседельном штыре.
Спицы горного велосипеда.
Соединительный элемент втулки и обода, определяющий в зависимости от количества и типа сборки жесткость и вес колеса. Количество спиц в колесе может меняться от 24 до 48. Для горного велосипеда наиболее распространена спицовка 32-мя или 36-ю спицами на 3 “креста”.
Тормоза гидравлические горного велосипеда.
У гидравлических тормозов вместо тросиков используются гидролинии. Одни из самых резко схватывающих тормозов. Позволяют полностью заблокировать колесо в кротчайший срок. При наличии правильных колодок будут работать в любых погодных условиях, зимой, когда на ободе образовывается ледяная корка, начинают схватывать только после одного оборота колеса. Такие тормоза идеально подходят для триала.
Гидравлические дисковые тормоза: самые мощные, не боятся ни дождя, ни грязи, ни снега. Одинаково работают в любых условиях. Получили огромное распространение в последние 2-3 года. Основное назначение - Даунхил, Фрирайд. Однако довольно часто встречаются на слаломных и кросс-кантрийных горных велосипедах.
Тормоза механические горного велосипеда.
Это тормоза, у которых усилие от тормозной ручки передается на тормоз с помощью тросика. Кантеливерные - имели распространение на горных велосипедах первой эпохи, сейчас очень редки и встречаются только на очень дешевых велосипедах, которые горными-то можно назвать только по внешнему виду - эффективность таких тормозов слабая.
V-breake - имеют самое широкое распространение и массу разновидностей… Хорошая эффективность при грамотной настройке и хорошей погоде. Однако практически не работают при езде по снегу и заметно хуже работают в мокрую погоду. Боятся грязи.
Дисковые тормоза горного велосипеда.
Это примерно такие же тормоза, как стоят на автомобилях или мотоциклах. Т.е. колодки трутся о диск, закрепленный к втулке (втулки для таких тормозов нужны специальные). Плюсами любых дисковых тормозов являются: работоспособность в любых погодных условиях, простота в установке и регулировке. А так же способность ездить на колесе с “восьмеркой”, т.е. если случилась беда - можно доехать до дома или мастерской, где будет возможность заняться ремонтом.
Тормозные ручки горного велосипеда.
Крепятся на руле. Бывают передними (левыми) и задними (правами). По своему классу имеют такое же деление, как и тормоза, за исключением того, что для тормозов V-Brake и Механических дисковых могут применяться одни и те же тормозные ручки.
Цепь горного велосипеда.
Привод для передачи тягового усилия от передних звезд - задним (кассете).
Шатуны горного велосипеда.
Алюминиевая тяга, предназначенная для крепления на ней звезд и педалей, переводящая усилие велосипедиста через звезды и цепной механизм в движение заднего колеса.
Эксцентрик горного велосипеда.
Устройство для быстрого съема и установки колес на горном велосипеде, а также установки и регулировке по высоте подседельного штыря.