Горные велосипеды (или MTB-байки) - это велосипеды особо надежные велосипеды, предназначенные, как правило, для скоростного передвижения по пересеченной местности (спуска с возвышенностей).
Но возможности и формы использования современного горного велосипеда уже не исчерпываются только скоростным спуском, фактически, горный велосипед является достаточно универсальным велосипедом, подходящим как для городской езды, для езды по лесу и полям, так и для дальних поездок и, конечно, спортивной езды.
Горные велосипеды - это велосипеды с очень прочной и достаточно легкой рамой, что обеспечивается специальной геометрией и дополнительными усиливающими места сварки элементами. Диаметр колеса у горных велосипедов около 26-ти дюймов (559×44:57 мм), обычно устанавливают широкие “злые” протекторы (ширина от 2,1 дюйма) - но возможна установка и узких гладких полусликов для езды по городу. Применяются прочные обода - двухконтурные (двухстенные) и даже трехстенные (возможно высокие в форме “капли”), из легких сплавов, возможно пистонированные обычно на 32/36 спиц. У горных велосипедов увеличенный “дорожный просвет” - так как отсутствует провис каретки (каретка находится на линии, соединяющей оси колес) и используют уменьшенный диаметр ведущих передних звезд (обычно на 42/44 зубца - максимум на 48 это позволяет при езде по сильно пересеченной местности не задевать ведущими звездочками и шатунами за препятствия). Горный велосипед имеет передний (обычно на 3 звезды) и задний (обычно на 6 - 9 звезд) переключатель скоростей, рукоятки переключателей находятся на руле - передние и задние звезды дают суммарный набор возможных передач от 18 до 27 - столь широкий выбор передаточных отношений предназначен для выбора нужной в зависимости от условий езды, а также плавного перехода от одного передаточного отношения к другому в особо тяжелых условиях езды.
Горные велосипеды, как и все велосипеды, делятся на типы по наличию амортизаторов: на ригиды, хардтейлы и двухподвесы. Все компоненты и узлы горных велосипедов имеют повышенную прочность и надежность, рассчитаны на работу в условиях сильного загрязнения. Особенно это относится к тормозам и переключателям горных велосипедов.
Так же отличительной чертой горных велосипедов можно назвать тормозную систему - это обычно консольные тормоза (консоли тормозных рычагов приварены к раме и вилке) типа V-brake или же дисковые тормоза (как у мотоциклов). Эти системы, в отличие от клещевых систем на шоссейных и дорожных велосипедах, значительно лучше ведут себя в условиях повышенной загрязненности.
Кроме этого горные велосипеды имеют свою внутреннюю специализацию:
Вседорожный горный велосипед (ATB - “All Terrain Bikes”).
Обычно самый начальный уровень оборудования, без амортизатора или только с передним амортизатором с малым ходом (до 80мм), рамы из HiTen и Cromo сталей или дешевые алюминиевые рамы. Горные велосипеды этого класса предназначены для езды в условиях умеренных нагрузок и активного, но не экстремального катания: прогулок, путешествий, поездок на по городу или дачу, парку или лесу, или в качестве велосипеда для ребенка. Не рассчитаны на агрессивную езду, соревнования и высокие нагрузки, хотя по надежности, долговечности и проходимости превосходят стандартные дорожные велосипеды.
Горный велосипед для активного отдыха (Recreation).
Горные велосипеды для комфортного и не агрессивного перемещения по любому типу местности. Очень похожи на ATB велосипеды, с тем только отличием, что “Recreation” велосипеды вобрали в себя множество комфортных City bike’ов - это всевозможные опции делающие передвижение на данном горном велосипеде комфортным и не напряженным, к примеру вынос руля с изменяемым углом наклона или подседельный амортизатор, более широкое седло и т.д.
Горный велосипед для кросскантри (CrossCountry).
Спортивный горный велосипед для скоростной езды по пересеченной местности. Обычно это горный велосипед с передним амортизатором со средним ходом (до 100мм) или легкие и “короткоходные” двухподвесы. Оборудование среднего и высокого уровня. Это наиболее распространенный тип горных велосипедов - легкий, надежный и универсальный - с не большими изменениями велосипед можно использовать как для езды по городу или туризма - так и для агрессивной езды по пересеченной местности. Горный велосипед должен быть максимально легким и жестким.
Горный велосипед для даунхилла (Downhill - скоростной спуск с гор).
Спортивный горный велосипед для скоростного спуска с гор по сильно пересеченной местности. Эти горные велосипеды не предназначены для езды на дальние дистанции. Обычно это двухподвесный велосипед, с большим ходом передней и задней подвески, двухкоронные передние вилки. Широкие покрышки, сверхнадежное оборудование и высокий вес (напоминает кроссовый велосипед без мотора).
Горный велосипед для дертджампинга, параллельного слалома и фрирайд (Dirty Jumping, Dual Slalom и FreeRide).
Спортивные горные велосипеды для экстремального катания по сильно пересеченной местности, прыжков, скоростных спусков и преодоления препятствий. Можно сказать - что это смесь Downhill’ных и CrossCountry’ных горных велосипедов. Обычно хардтейлы и двухподвесы со средним ходом подвески. С более тяжелой, низкой и надежной рамой чем у горных велосипедов CrossCountry.
Горный велосипед для триала (Trial - преодоление препятствий).
Триал - это не столько езда на горном велосипеде, сколько прыжки и различные технические элементы на тумбах, поддонах, парапетах или природных препятствиях. Соответственно и горные велосипеды для этого используют специальные. Обычно это ригиды, реже хардтейлы Stock и MOD байки. Stock - это обычный хардтейл маленькой “ростовки” с усиленной, но легкой рамой и изменным набором оборудования (на любом горном велосипеде высокого уровня можно делать многие элементы триала). MOD байки - это узкоспециализированные односкоростные горные велосипеды с 20-ти дюймовыми колесами, предназначены эти горные велосипеды только для триала.
Отметим, что столь явная специализация проявляется только на старших моделях горных велосипедов. На наш взгляд, лучшим выбором при покупки первого горного велосипеда будет не сильно специализированный горный велосипед, такой как триальный или даунхильный горный велосипед - а к примеру более универсальный горный велосипед как ATB или более дорогие CrossCoutry модели горных велосипедов.
Но возможности и формы использования современного горного велосипеда уже не исчерпываются только скоростным спуском, фактически, горный велосипед является достаточно универсальным велосипедом, подходящим как для городской езды, для езды по лесу и полям, так и для дальних поездок и, конечно, спортивной езды.
Горные велосипеды - это велосипеды с очень прочной и достаточно легкой рамой, что обеспечивается специальной геометрией и дополнительными усиливающими места сварки элементами. Диаметр колеса у горных велосипедов около 26-ти дюймов (559×44:57 мм), обычно устанавливают широкие “злые” протекторы (ширина от 2,1 дюйма) - но возможна установка и узких гладких полусликов для езды по городу. Применяются прочные обода - двухконтурные (двухстенные) и даже трехстенные (возможно высокие в форме “капли”), из легких сплавов, возможно пистонированные обычно на 32/36 спиц. У горных велосипедов увеличенный “дорожный просвет” - так как отсутствует провис каретки (каретка находится на линии, соединяющей оси колес) и используют уменьшенный диаметр ведущих передних звезд (обычно на 42/44 зубца - максимум на 48 это позволяет при езде по сильно пересеченной местности не задевать ведущими звездочками и шатунами за препятствия). Горный велосипед имеет передний (обычно на 3 звезды) и задний (обычно на 6 - 9 звезд) переключатель скоростей, рукоятки переключателей находятся на руле - передние и задние звезды дают суммарный набор возможных передач от 18 до 27 - столь широкий выбор передаточных отношений предназначен для выбора нужной в зависимости от условий езды, а также плавного перехода от одного передаточного отношения к другому в особо тяжелых условиях езды.
Горные велосипеды, как и все велосипеды, делятся на типы по наличию амортизаторов: на ригиды, хардтейлы и двухподвесы. Все компоненты и узлы горных велосипедов имеют повышенную прочность и надежность, рассчитаны на работу в условиях сильного загрязнения. Особенно это относится к тормозам и переключателям горных велосипедов.
Так же отличительной чертой горных велосипедов можно назвать тормозную систему - это обычно консольные тормоза (консоли тормозных рычагов приварены к раме и вилке) типа V-brake или же дисковые тормоза (как у мотоциклов). Эти системы, в отличие от клещевых систем на шоссейных и дорожных велосипедах, значительно лучше ведут себя в условиях повышенной загрязненности.
Кроме этого горные велосипеды имеют свою внутреннюю специализацию:
Вседорожный горный велосипед (ATB - “All Terrain Bikes”).
Обычно самый начальный уровень оборудования, без амортизатора или только с передним амортизатором с малым ходом (до 80мм), рамы из HiTen и Cromo сталей или дешевые алюминиевые рамы. Горные велосипеды этого класса предназначены для езды в условиях умеренных нагрузок и активного, но не экстремального катания: прогулок, путешествий, поездок на по городу или дачу, парку или лесу, или в качестве велосипеда для ребенка. Не рассчитаны на агрессивную езду, соревнования и высокие нагрузки, хотя по надежности, долговечности и проходимости превосходят стандартные дорожные велосипеды.
Горный велосипед для активного отдыха (Recreation).
Горные велосипеды для комфортного и не агрессивного перемещения по любому типу местности. Очень похожи на ATB велосипеды, с тем только отличием, что “Recreation” велосипеды вобрали в себя множество комфортных City bike’ов - это всевозможные опции делающие передвижение на данном горном велосипеде комфортным и не напряженным, к примеру вынос руля с изменяемым углом наклона или подседельный амортизатор, более широкое седло и т.д.
Горный велосипед для кросскантри (CrossCountry).
Спортивный горный велосипед для скоростной езды по пересеченной местности. Обычно это горный велосипед с передним амортизатором со средним ходом (до 100мм) или легкие и “короткоходные” двухподвесы. Оборудование среднего и высокого уровня. Это наиболее распространенный тип горных велосипедов - легкий, надежный и универсальный - с не большими изменениями велосипед можно использовать как для езды по городу или туризма - так и для агрессивной езды по пересеченной местности. Горный велосипед должен быть максимально легким и жестким.
Горный велосипед для даунхилла (Downhill - скоростной спуск с гор).
Спортивный горный велосипед для скоростного спуска с гор по сильно пересеченной местности. Эти горные велосипеды не предназначены для езды на дальние дистанции. Обычно это двухподвесный велосипед, с большим ходом передней и задней подвески, двухкоронные передние вилки. Широкие покрышки, сверхнадежное оборудование и высокий вес (напоминает кроссовый велосипед без мотора).
Горный велосипед для дертджампинга, параллельного слалома и фрирайд (Dirty Jumping, Dual Slalom и FreeRide).
Спортивные горные велосипеды для экстремального катания по сильно пересеченной местности, прыжков, скоростных спусков и преодоления препятствий. Можно сказать - что это смесь Downhill’ных и CrossCountry’ных горных велосипедов. Обычно хардтейлы и двухподвесы со средним ходом подвески. С более тяжелой, низкой и надежной рамой чем у горных велосипедов CrossCountry.
Горный велосипед для триала (Trial - преодоление препятствий).
Триал - это не столько езда на горном велосипеде, сколько прыжки и различные технические элементы на тумбах, поддонах, парапетах или природных препятствиях. Соответственно и горные велосипеды для этого используют специальные. Обычно это ригиды, реже хардтейлы Stock и MOD байки. Stock - это обычный хардтейл маленькой “ростовки” с усиленной, но легкой рамой и изменным набором оборудования (на любом горном велосипеде высокого уровня можно делать многие элементы триала). MOD байки - это узкоспециализированные односкоростные горные велосипеды с 20-ти дюймовыми колесами, предназначены эти горные велосипеды только для триала.
Отметим, что столь явная специализация проявляется только на старших моделях горных велосипедов. На наш взгляд, лучшим выбором при покупки первого горного велосипеда будет не сильно специализированный горный велосипед, такой как триальный или даунхильный горный велосипед - а к примеру более универсальный горный велосипед как ATB или более дорогие CrossCoutry модели горных велосипедов.